Главная -> Ангаро-Илимский сектор

Ангаро-Илимский сектор

Центральной экспозиционной зоной музея стала Ангаро-Илимская, в которой реконструируется историко-культурная среда конца XVIII – начала ХХ в. русского старожильческого населения, проживавшего по среднему течению Ангары и Илима. До конца 50-х гг. ХХ в. из-за отсутствия развитой сети коммуникаций эта территория Прибайкалья меньше других была затронута современными формами цивилизации. Поэтому именно здесь в значительном объеме сохранились уникальные памятники истории и архитектуры XVII и XVIII вв. В состав Ангаро-Илимской зоны входят экспозиции волостного села, деревни-малодворки, каскада водяных мельниц, сибирского кладбища и покосной заимки.

Волостные села являлись административными центрами территорий, которые по размерам были немного меньше, чем современные районы, и чаще всего возникали на месте первых русских поселений. Последовательность развития поселения была такова: первоначально ставилось зимовье, затем острог, а дальше вокруг острога строился «рубленый город», постепенно, по мере развития и в силу тех или иных обстоятельств, становившийся административным центром.

В экспозиции волостного села доминантой стал уникальный памятник истории и архитектуры XVII в. Илимский острог. История возникновения острога уходит в далекий 1630 год. Летом этого года 28 казаков под руководством атамана Галкина плыли на лодках по Ангаре. У впадения Илима в Ангару, где казаков застала зима, они поставили зимовье, на месте которого в 1631-м был рублен первый острог. В 1647 г. острогу присвоили статус города. В этом же году острог не обошла беда, он сгорел. Тогда построили новый острог, который в 1666 г. опять сгорел. 8 августа 1667 г. по распоряжению правительства приступили к строительству нового – третьего по счету – острога на обширном лугу в полутора километрах от старого.

Острог состоял из восьми башен, три из которых были въездными и украшались часовнями «на свесях». До наших дней сохранились только фрагменты острога в виде Спасской проезжей башни.

В 60-х гг. ХХ в. Спасская башня в связи со строительством Усть- Илимской ГЭС и затоплением части исторической территории бывшего Илимского острога была вывезена в музей.

Сейчас острог находится в стадии реконструкции. Уже полностью воссоздана западная стена с центральной Спасской проезжей башней (ее реставрация завершена в 1984 г.) и боковыми боевыми башнями. Реконструированы тыновые стены.

Спасская башня – уникальный памятник архитектуры, это одна из шести сохранившихся в мире острожных башен-оригиналов.

Составной частью Илимского острога была и привратная Казанская церковь. Официальной датой ее постройки считается 1679 г. Она играла роль не только культового сооружения, но и оберега для острога, так же как и часовня «на свесях» на Спасской проезжей башне. Церковь сооружена рядом с этой башней. Она много раз перестраивалась, но в музее отреставрирована в первоначальном варианте.

В 1883 г. Синодом было принято постановление об открытии в деревнях, где нет школ, церковно-приходских школ при церковных приходах. С этого времени в России стало существовать два типа школ – министерские и церковно-приходские. Министерские школы финансировались государством, а церковно-приходские были на содержании церковных приходов.

В музее «Тальцы» рядом с Казанской церковью расположена экспозиция одноклассной церковно-приходской школы. Здание школы, построенное в 1885 г., вывезено из с. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области. Во внутренних объемах школьного помещения с максимальной этнографической точностью воссоздана обстановка классной комнаты и помещения, занимаемого одинокой учительницей.

На въезде в экспозицию волостного села на пригорке стоит усадьба крестьянина Зарубина (первая четверть ХХ в.). Дом занимает центральное место в усадьбе. Зарубины сложили его из круглых бревен диаметром 36 см и длиной до 11 м. Дом имеет десять больших окон и четырехскатную кровлю. Наличники окон украшены на городской манер резьбой с узором, а мощные, под стать дому, ворота покрыты двускатной кровлей и богато декорированы рядами точеных балясин.


В настоящее время дом используется как выставочный зал, экспозиция которого посвящена истории Тальцинского стекольного завода.


1111


Противоположную сторону улицы волостного села начинает усадьба крестьянина Московского (рубеж XVIII–XIX вв.), которая вывезена в музей из д. Антонова Братского района Иркутской области. В усадьбе развернута экспозиция городового казака. В отличие от линейных казаков, поселения которых располагались на границе, городовые казаки Прибайкалья, объединенные в Иркутский городовой полк, выполняли административные функции, выступали конвойными при этапировании заключенных, ловили беглых каторжных, следили за порядком на приисках, служили таможенниками на заставах, сопровождали казну и почту, участвовали в военных действиях.

Продолжение улицы волостного села – усадьба Сотая (конец XVIII в.) из старинного села Бельск Черемховского района Иркутской области. Такое название усадьба получила по номеру «100», под которым она числилась в Бельске. Усадьба состоит из дома-связи, а также чистого и хозяйственного дворов с набором соответствующих им построек.


В настоящее время усадьба используется для размещения административных структур музея.

Напротив Казанской церкви расположена усадьба псаломщика (конец XIX в.), центром которой является дом-одноколок, вывезенный из д. Ёдарма Усть-Илимского района. Свое название он получил по архитектурным особенностям: некрупный четырехстенок с небольшими прирубленными сенями. Расположение одноколка рядом с Казанской церковью позволило сотрудникам музея развернуть в нем экспозицию «Интерьер усадьбы псаломщика» (дома причта, как правило, строились рядом с церковью).

Завершает формирование улицы волостного села здание волостного правления постройки 1914 г., вывезенное из с. Бельск Черемховского района. В состав инфраструктуры экспозиционного комплекса волостного правления входят непосредственно здание волостной управы, двухъярусный амбар с каменным подвалом, каменное здание летней каталажки (тюрьмы), завозня для хранения различного инвентаря и пожарный сарай.

Освоение русскими Прибайкалья началось в XVII в. Гигантская по размерам территория края, равная площади нескольких европейских государств, заселялась в основном по рекам посредством строительства разбросанных на значительном удалении друг от друга небольших деревень-малодворок (заимок), насчитывавших в своем составе от одного до десяти дворов.


Равномерно, хотя и редко расставленные по всему Прибайкалью деревни-заимки к середине XVIII в. стали опорными пунктами процесса колонизации края русскими, окончательно закрепившими его за Россией. В XVIII в. крестьяне-переселенцы, большей частью из северных губерний страны – Вологодской, Пермской, Архангельской и др., сменяют первую волну переселенцев XVII в., в основном состоявшую из казаков.


Экспозицию деревни-малодворки в музее «Тальцы» составляют три усадьбы разного времени: крестьянина Непомилуева (конец XVIII в.), крестьянина Серышева (середина XIX в.) и крестьянина Прокопьева (конец XIX в.). Основой каждой из этих крестьянских усадеб является дом-связь, лицевой частью выходящий на улицу. Это дом, состоящий из двух половин, точнее – двух домов, связанных между собой холодными сенями. Вначале строили один дом, после, когда крестьянин достаточно обживался на новом месте, и его семья разрасталась до таких размеров, что в доме делалось тесно, строили рядом такой же дом и соединяли их холодными сенями с выходом из них на обе стороны дома.

В XVIII в. в Прибайкалье начал формироваться новый тип планировки усадьбы: в центре ее горницей на улицу – жилой дом, а справа и слева от него – открытые дворы с хозяйственными постройками. Чистый двор выстилался полубревнами и имел набор хозяйственных построек для хранения продовольствия и имущества. Скотный двор в соответствии со своим названием обеспечивал обслуживание домашних животных и был, как правило, земляным.


Усадьба Непомилуева (конец XVIII в.) вывезена в музей из д. Гарменка Братского района Иркутской области. Во внутренних объемах дома с максимальной этнографической точностью реконструирована бытовая обстановка, характерная для первой половины XIX в.

Чистый двор усадьбы формируют одно- и двухъярусные однокамерные амбары. Первый ярус предназначался для хранения сыпучих продуктов питания – муки, зерна, для чего делались стационарные перегородки – сусеки. На втором ярусе хранили не востребованную в доме утварь, сезонную одежду и др. В одноярусных амбарах также хранили продукты питания; помимо сыпучих зимой здесь могли хранить мясо, рыбу и т.п. Одноярусные амбары использовали и как погреба-холодильники (кобрики).

В состав усадьбы входят навесы. Навесы в чистом дворе предназначались для столярно-плотницких работ. В скотном дворе разместились навес для отстоя домашних животных и навес-завозня (специальное строение исключительно для хранения рачительным хозяином крупногабаритного крестьянского инвентаря – кошовок, саней-розвальней, плугов, волокуш, борон и др.). Скотный, а точнее скотно-хозяйственный, двор формируют стайки с расположенными над ними поветями (вторым этажом, предназначенным для хранения сена). На скотном дворе рубили и зимнюю баню по-черному. Летнюю баню обычно ставили поближе к реке.


Усадьба крестьянина Серышева середины XIX в. вывезена в музей из д. Дубынина Нижнеилимского района Иркутской области. Дом-связь делит усадьбу на чистый и скотный дворы. В чистом дворе расположены двухъярусный двухкамерный амбар, торцевой частью выходящий на улицу, с балконом, который украшен балясинами, а также амбар-кобрик и четыре одноярусных амбара. Двор наполовину, со стороны улицы, выстлан полубревнами. В скотном дворе построены стайка с поветью, навес и баня.


В усадьбе развернута экспозиция по гончарному промыслу в Прибайкалье в конце XIX – начале ХХ в.


Завершает улицу деревни-малодворки усадьба крестьянина Прокопьева (конец XIX в.), вывезенная в музей из д. Зырянова Нижнеилимского района Иркутской области. Отличительной стороной этой усадьбы стал ее трехдворный вариант, показывающий эволюцию сибирской усадьбы во времени. Дом-связь разделяет чистый и хозяйственные дворы. За хозяйственным двором расположился самостоятельный скотный двор, как и в предыдущих усадьбах, с выходом на улицу.


Экспозиция, развернутая в усадьбе, отражает эпоху рубежа XIX–XX вв. В завозне чистого двора размещены характерные для этого времени примитивные механические устройства: немецкая стиральная машина, приспособленная крестьянином под маслобойку, и веялка для очистки кедровых орехов от шелухи.


Экспозицию внутреннего объема дома наполняют самовар, швейная машинка, сепаратор, примитивная детская коляска.


Все усадьбы деревни-малодворки – середняцкие хозяйства, так как именно середняки составляли основную массу населения Прибайкалья. К концу XIX в., периоду массового переселения, в Восточной Сибири было 7 % бедных, 11 % богатых и 82 % середняцких крестьянских хозяйств.


Одной из интереснейших в музее стала экспозиция «Каскад водяных мельниц». Три водяные мельницы середины XIX в. вывезены в музей из д. Владимировка Братского района Иркутской области и последовательно каскадом расположены по искусственному ручью с сильным перепадом по рельефу. Перепад позволяет поочередно самотеком использовать одну и ту же воду на всех мельницах.


Внутренние объемы мельниц экспозиционно воссоздают обстановку процесса помола зерна и проживания крестьян, привозивших зерно для помола.


Особый колорит в музейной структуре создает экспозиция (резерват) «Деревенское кладбище». Это единственное сохраненное кладбище из четырех ранее существовавших в пос. Тальцы до его затопления Иркутским водохранилищем. По аналогии с сибирскими кладбищами XIX в. выполнено прясловое ограждение. Поставлена в новоделе часовня, копия утраченной часовни с кладбища с. Сухое Кабанского района. На братской могиле, где произведено перезахоронение с других затопленных кладбищ пос. Тальцы, установлен монументальный деревянный крест.

(Сайт_Покостная заимка) В живописной долине с пересыхающим летом ручьем разместилась экспозиция «Покосная заимка». Экспозиция реконструирует подлинную покосную заимку конца XIX в., вывезенную с острова Куренной на Ангаре близ д. Панова Кежемского района Красноярского края. В состав экспозиции входят две подлинные избушки и амбар конца XIX в. Конный двор для жеребых кобылиц выполнен в новоделе.


Из общественных построек обязательным характерным для сел строением была мангазея – общественный амбар для хранения страхового крестьянского семенного фонда. В «Тальцах» реконструирована мангазея с острова Савиновский Кежемского района Красноярского края. Ее строительство датируется 1900 – 1905 гг. Первоначальные сведения о хлебозапасных магазинах относятся к XVII в. Однако официально на территории Иркутской губернии они были учреждены только в 1805 г., когда было принято «Положение о сельских запасных могазейнах». Сохранившиеся в Иркутской области мангазеи датируются концом XIX – началом XX в. Размеры их были разными в зависимости от того, какой тип хозяйства был характерен для данной местности. После каждого нового урожая крестьяне вносили в мангазею определенное количество зерна для семенного фонда, который использовался в случае непредвиденных ситуаций: неурожая, ранних заморозков, из этого же фонда уже полежавшее зерно выдавалось погорельцам и другим категориям крестьян, у которых случилось то или иное несчастье.


Охотничье-промысловый стан


Одной из главных причин, побудивших первых переселенцев осесть в Сибири, были неисчислимые богатства тайги.


Роль охоты в жизни сибиряков была очень значительной. Ею занималось практически всё мужское население, начиная с 14-15 лет и до самой старости. Встречались и женщины - охотники.


Экспозиция охотничье-промыслового стана представлена зимовьём- избушкой охотника, лесным амбарчиком – лабазом и лавой - своеобразным гарнитуром, состоящим из стола и двух лавок. На лесной тропе – путике, размещены различные охотничьи ловушки.